Интервью в газете «Образование»

Дата: 28.11.2011   Автор: Самараинтур

«Отдых отдыху рознь»

Качественная экскурсия, как хороший урок истории. Дети ловят каждое слово гида и задают еще больше вопросов и погружаются в события минувших лет. Однако сегодня предложить полноценный экскурсионный тур для школьников может далеко не каждое туристическое агентство. Да и родители, зная насколько опасны, бывают порой, поездки на чужбину не желают отпускать своих чад в самостоятельное путешествие с классными руководителями и одноклассниками. О том, какие сегодня проблемы накопились в сфере организации школьных туров, и какие есть варианты их решения, рассказывает Михаил Сегал, председатель совета директоров ООО «Самараинтур Сервис Груп».

 

- Михаил Львович, в чем заключается сложность организации школьных туров?

Наша компания активно занимается развитием въездного туризма, в том числе экскурсионным обслуживанием гостей и жителей Самарской области уже почти 20 лет. И опыт показывает, что организация детского отдыха требует более профессионального подхода. При создании турпродукта для школьников необходимо учитывать все и даже больше. Поскольку нам доверяют детей, то безопасность для нас, прежде всего и конечно качественное экскурсионное обслуживание, потому что кроме приятных впечатлений дети должны привезти с собой еще какой-то багаж знаний.

- Какие сегодня существуют проблемы в организации детского отдыха?

Опыт  работы с учебными учреждениями в последнее время показывает, что накопилось достаточно много проблем, которые уже сейчас необходимо решать.

Во-первых, экскурсии с учащимися, как правило, проводятся частными предпринимателями, физическими лицами, или компаниями,  не внесенными в реестр Ростуризма как туроператоры.  Соответственно они не оплатили финансовые гарантии и не имеют права на этот вид деятельности.

Во-вторых, транспорт, использующийся на экскурсиях часто технически опасен, не всегда имеет лицензию на перевозку пассажиров, так как подбирается по принципу «что подешевле».

В-третьих, Экскурсоводы, проводящие экскурсии не всегда имеют достаточную квалификацию и соответствующие образование. Принцип подбора тот же:  «подешевле» или «по знакомству».

- А как Вы считаете, некомпетентные экскурсоводы могут нанести вред образованию школьников?

Безусловно. Понимаете, тематика экскурсий зачастую хаотична, а иногда и вредна. В лучшем случае искажаются факты, даты, хронология, а в худшем все что угодно.  Это абсолютно черная дыра. Кто и что говорит детям никому  неизвестно. Кроме того, это бывает и физически опасно. Например, я лично узнал, что мою внучку возили с классом в село Ширяево с посещением штолен.  Мало того, что это заповедник и вход на его территорию разрешен по специальным путевкам, но сами штольни опасны, нередко в тех местах обрушиваются камни.

- Возможно, ли полностью решить проблемы детского туризма?

Конечно. Для этого, на мой взгляд, необходимо упорядочить сами принципы организации этой работы, то есть экскурсионное обслуживание учащихся  должно осуществляться  на основе заключенного договора между туроператором, внесенным в соответствующий реестр Ростуризма, оплатившего финансовые гарантии и учебным учреждением. Экскурсии должны проводиться экскурсоводами, имеющими соответствующую квалификацию и диплом установленного образца. Перечень экскурсий должен быть согласован и утвержден. Утверждение экскурсий и включение его в перечень, возможно, только после того, как будет проведена ознакомительная экскурсия  для членов совместной комиссии, в состав которой  должны войти представители министерства образования,  департамент по туризму Правительства Самарской области, представители турбизнеса.

К обслуживанию учащихся должен быть допущен транспорт, имеющий лицензию на перевозку пассажиров. В рамках договора  с учебным учреждением должен быть составлен график и тематика проведений экскурсий, так как в настоящее время экскурсии проводятся в основном в учебное время, как правило,  экскурсоводами низкой квалификации, техническое  состояние  автобусов не контролируется, тематика и тексты экскурсий непрозрачны. Ответственность за проведение их без договора с туроператором необходимо официально возложить на директоров школ.

- А кто будет контролировать все эту работу, и следить за ее ходом?

Я считаю, необходимо создать рабочую комиссию, включив в неё специалиста из министерства образования, представителей турбизнеса и сотрудника департамента по туризму Правительства Самарской области, возможно представителя департамента образования г. Самары. Это на первом этапе. А дальше насколько я понимаю текущую работу можно передать общественным советам. По крайней мере, в нашем профильном министерстве такой совет работает. Между прочим, в 2009 году постановлением Правительства Самарской области была утверждена концепция частного государственного партнерства. В рамках этой концепции нужно создать совместный проект, направленный на улучшение качества экскурсионного обслуживания, учащихся школ города Самары.

- Михаил Львович, а что Ваша компания делает для улучшения качества туристических программ для школьников?

Мы делаем все, что можно сделать в рамках своих возможностей.  Шестой год  готовим экскурсоводов на своих шестимесячных курсах совместно с СиОТО. Экскурсоводы получают хорошее образование, диплом установленного образца. Проходят практику в нашей компании. Так же мы собрали экскурсоводов в творческие группы, где они под руководством опытных специалистов готовят новые и дорабатывают старые экскурсионные маршруты. Выпускаем  каталоги и организуем ознакомительные туры и семинары для учителей.

У нас успешно реализуется проект «Большая перемена», в рамках которого подбираются и разрабатываются самые актуальные и интересные экскурсионные программы для школьников разных возраста. В этом проекте учтен так же и комплексный подход обслуживания учебных заведений, на сегодняшний день с нами сотрудничают более 70 учреждений.

- А какие туристические направления включает в себя проект «Большая перемена»?

Все что угодно, начиная от туров по России и заканчивая путешествиями за границу. Это так же обучающие и развлекательные программы. Наша компания отправляет школьников на обучение за границу, организует отдых для сотрудников учебных заведений, у нас есть путевки не только в российские лагеря, но и в международные. Работая над проектом, мы взяли всё лучшее из предложений наших зарубежных и российских партнеров, а так же учли и свой многолетний опыт работы в регионе.

Например, ежегодно наша компания формирует турпоезд для детей в Великий Устюг, на родину Деда Мороза, а в этом году еще открыли филиал  почты Деда Мороза. За эту работу нас неоднократно награждали премией управления по развитию туризма в Самарской области «Серебряная чайка», Федеральной премией «Хрустальный глобус», и «Серебряная корона».

Мы так же занимаемся организацией праздников, дней рождений, выпускных вечеров и дней здоровья.

- Что еще планируется создать в рамках проекта?

Из года в год мы для себя повышаем планку, развивая этот проект, и ставим все новые задачи. Мы создали единые стандарты качества обслуживания детских групп, так же разрабатываем авторские экскурсионные программы детского отдыха. Сегодня у нас в планах создать инфо-портал «Большая перемена», где можно будет получить все необходимую информацию и узнать последние новости в сфере детского отдыха в России и за рубежом. Хотим периодически проводить ярмарки и презентации по детскому отдыху, куда смогут прийти родители, сотрудники школы, представители департаментов образования и министерства и ознакомиться с нашим новым и уже проверенным продуктом, задать интересующие вопросы нашим оператором. Мы так же планируем создать единую справочную службу, где наши сотрудники будут подбирать детские туры исходя из потребностей и пожеланий заказчика. Приглашаем к сотрудничеству в реализации этих проектов всех заинтересованных неравнодушных людей, а так же учебные заведения и руководителей образовательной отрасли.

- Михаил Львович, и в заключении расскажите, на что нужно в первую очередь обращать внимание при выборе детского тура?

Главное это опыт работы компании в туристической отрасли, нужно прислушаться к рекомендациям людей, которые уже пользовались услугами той или иной компании. Будет не лишним посмотреть информацию о туроператоре в Интернете. Ну а если уже пришли за турпрордуктом, тогда не нужно стесняться спрашивать все сертификаты, договоры, гарантии, рекомендации и так далее. Чем больше будет известно об агентстве и их партнерах, тем меньше риска, что отдых будет испорчен.

Хочу сюда!

Отправьте заявку для подбора тура

*
*
:
:
*
Введите код с картинки
Rambler's Top100   Туристический рейтинг.